Жизнь складывается из мелочей, а профессиональные навыки и опыт – из ежедневного труда и работы над собой. Сегодня мы расскажем, как подработка способствует развитию профессиональных навыков для карьеры в розничной торговле.
Подработка в розничной торговле – это всегда про стандарты обслуживания, клиентоориентированность, управленческие навыки и стрессоустойчивость. Именно поэтому не каждый решает связывать свой карьерный рост с ритейлом, несмотря на то, что часто первый опыт занятости как раз и приходится на подработку в розничной торговле.
Для начала давайте разберёмся какие позиции доступны для подработки в розничной торговле:
- Мерчендайзинг
Это ответственный функционал, включающий в себя выкладку товара, проверку остатков и запасов продукции и размещение POS-материалов (брендированных элементов оформления торговой точки).
- Работа за кассой
Работа за кассой редко подразумевает возможность выхода новичка на данный функционал, ведь сотруднику будет необходимо обладать уже отточенными навыками работы с кассовым оборудованием, финансовой грамотностью и повышенной концентрацией при отпуске продукции, особенно весовой или маркированной.
- Складской помощник
Подработка в розничной торговле часто связана с погрузо-разгрузочными услугами, что неудивительно: сети постоянно нуждаются в складских ассистентах и грузчиках, так как количество продукции растёт соразмерно спросу, а иногда и превышая его. Складской помощник отвечает за разгрузку и приём товара, проверку продукции и её распределение по складу. Функционал физически тяжелый, поэтому стоит сперва оценить свои возможности перед решением выйти на такую смену.
- Сборщик заказов
С увеличением числа маркетплейсов и возможностей онлайн-заказов в крупных супермаркетах и торговых сетях трудовой рынок ритейла остро начал нуждаться в сборщиках заказов. При этом сборку заказов некоторые торговые сети осуществляют как с возможностью самовывоза самим покупателем, так и с доставкой до него. В обоих случаях сборщик заказов отвечает за сроки годности заказанной продукции, её верную комплектацию согласно заказу и грамотную сборку, чтобы хрупкие товары не оказались раздавлены тяжёлыми, а пищевая продукция не была в одном пакете с бытовой химией.
Поговорим о навыках
Какие же ключевые профессиональные навыки можно развить благодаря подработке в ритейле, закладывая основу для карьерного роста в рознице? Список внушительный, но хорошая новость в том, что обучение проходит непосредственно на практике на сменах в ритейле, а значит, исправлять ошибки можно будет сразу.
Навыки обслуживания клиентов
Конечно, самый важный навык – слышать и слушать клиента и его запросы. Выходя на смены в ритейле, вы учитесь взаимодействовать с разными покупателями, помогать с выбором, отвечать на вопросы о товарах и акциях, а также развивать навыки эффективной коммуникации. Под эффективной коммуникацией понимается целый комплекс навыков обслуживания клиентов, который включает умение быть вежливым, внимательным и находить подход к каждому, а также высокий уровень клиентоориентированности и строгое следование стандартам обслуживания сети.
Работа с товаром и основы мерчандайзинга
Как мы уже говорили, подработка часто включает задачи по приёмке, сортировке, выкладке товара, проверке ценников и поддержанию порядка на полках. Это даёт практический опыт работы с товарным запасом и базовые представления о мерчандайзинге.
Ответственность
Мы уже с вами выяснили, что работа за кассой требует высокого уровня личной и финансовой ответственности, но между тем любая подработка в ритейле связана в первую очередь с личными обязательствами каждого исполнителя. Что это значит? Прозвучит банально, но, увы, эти правила всё ещё являются современной дилеммой: не воровать, не избегать собственных обязанностей, убирать рабочее место и соблюдать санитарные правила при работе с продуктами.
Командная работа
Магазин – это микрополис, в котором есть главное лицо (управляющий), «заместители» (старшие по смене) и рядовые сотрудники. Мы не зря привели такое сравнение с греческим полисом, ведь от качества взаимодействия внутри полиса будет зависеть его благосостояние. Поэтому командная работа, а что важнее, взаимное уважение – так важно при построении карьеры в ритейле. Чем хуже будут отношения внутри, чем больше каждый будет пытаться усложнить работу другому, тем ниже будет уровень обслуживания, да и атмосфера в магазине.
Управленческие навыки
В динамичной среде ритейла нужно уметь быстро переключаться между задачами, успевать выполнить запланированное за смену и продуктивно делегировать рутинные дела свободным сотрудникам, если те готовы помочь.
Знание продукта
Регулярно работая с ассортиментом, невольно начинаешь лучше разбираться в категориях товаров, свойствах и расположении, а также в основных преимуществах каждого из них. Знания продукта и способность предложить лучший под запрос клиента — важный навык для успешных продаж и повышения лояльности покупателей к бренду.
Где искать подработку?
Для тех, кто рассматривает подработку в розничной торговле как возможность для развития профессиональных навыков, платформа «Моя смена» предлагает перспективное решение. Выбирайте смены в крупнейших торговых сетях внутри приложения и получайте ценный опыт подработки в ритейле в реальных условиях.
Заключение
Обучение профессиональным навыкам и стандартам обслуживания в ритейле неразрывно связано с практикой, что важно для построения карьеры. Почему? Вы не только развиваете навыки благодаря статьям в профессиональных сообществах и обучающим роликам, но и тут же применяете их в реальной обстановке, когда диалоги с покупателем часто не строятся по типичным схемам продаж, а запросы продиктованы скорее сиюминутным желанием, чем продуманным выбором. Такая динамичная среда помогает быстрее адаптироваться и, что важнее, решить: розничная торговля – это именно то, чем хотите заниматься всю жизнь, или нет.