В 2020 году, после пандемии и оттока мигрантов, во многих регионах России вопрос укомплектованности розничных компаний сотрудниками встал особенно остро и свое развитие получили электронные площадки временной занятости — платформы для привлечения самозанятых на короткие контракты. О том, как формировался рынок, какие вызовы пришлось преодолеть и как превратить работу в магазине в Uber-модель для более чем 12 000 человек, рассказал основатель компании «Моя смена» Николай Гальянов.
В сравнении с традиционной формой занятости, подразумевающей длительные отношения между работодателем и сотрудником, платформы самозанятых имеют свои уникальные особенности.
Главным преимуществом Николай считает современность и удобство их использования для компаний. Заказы можно оформлять с мобильного телефона, на него же получать оперативную информацию об отклике исполнителя на смену и его данные. Еще одним плюсом является гибкость — возможность заказать как длинные, так и короткие смены, что позволяет эффективно реагировать на пиковые потребности. Также интернет-платформы помогают контролировать качество работы исполнителей путем оценки каждой выполненной смены.
Главным же «бутылочным горлышком» такого инструмента Николай Гальянов назвал внезапно меняющуюся потребность в сезон, когда привлечение исполнителей в конкретной локации не было заранее спрогнозировано торговой сетью и агрегаторы самозанятых не успевают своевременно среагировать и кратно увеличить базу исполнителей. Но это ограничение легко преодолеть, если заранее делиться информацией о готовящемся увеличении потребности и правильно встроить платформы по самозанятым в общие бизнес-процессы сети.
Пандемия и последующие события оказали специфическое влияние на количество пользователей платформ для самозанятых в России. С одной стороны многие сотрудники розничных сетей покинули страну, и розница оказалась в дефиците кадров. С другой, во время локдауна, значительная часть населения занятого в розничной торговле оказалась в вынужденном простое, ведь многие магазины и торговые центры оказались закрыты. К тому же у многих резко возросла потребность в подработке и получении дополнительного дохода здесь и сейчас.
«Пандемия показала, что мы находимся на этапе перехода к цифровому будущему, где все чаще будут применяться современные решения — такие, как онлайн-платформы, которые обеспечивают удобство, доступность и прозрачность взаимодействия для самозанятых граждан.
Этот инструмент становится все более популярным на российском рынке, давая возможность быстро находить подработку, контролировать качество своих услуг и получать моментальную оплату за выполненную работу», — комментирует Гальянов.
Платформы для привлечения самозанятых исполнителей помогают работодателям решить проблему нехватки кадров и выстроить гибкий график работы.
В Калининграде долгое время в качестве источника внешнего привлечения персонала использовался только классический аутсорсинг. Как рассказали РБК Калининград в крупной торговой сети «Спар-Калининград», использование интернет-платформы для самозанятых привело к интересному эффекту.
«Так как порог «входа» исполнителей на платформе несколько выше, чем в более традиционных способах (необходимо регистрироваться в качестве самозанятого, скачать приложение, загрузить документы — прим. ред.), повысилось и качество привлекаемых исполнителей. Это положительно сказывается на производительности труда и клиентском сервисе», — отмечают представители калининградского ретейлера.
В 2023 году рынок труда испытал потрясения, связанные с острой нехваткой «синих воротничков». Причина связана с двумя факторами: колебания курса привели к более высокой степени «оттока» иностранных граждан, которые часто работают в классическом аутсорсинге, плюс из-за демографической проблемы продолжается тренд к снижению доли работоспособного населения.
«С учетом того, что потребность в персонале в ретейле всегда остается высокой, в 2023 году ретейл столкнулся с более острым, чем обычно дефицитом сотрудников на линейных позициях. Вместе с тем, резко вырос интерес к услугам самозанятых. Связано это как с нехваткой кадров, так и с тем, что рынок начал привыкать к этой технологии.
Еще несколько лет назад этот инструмент скорее воспринимался как экспериментальный, и часто приходилось доказывать и убеждать компании в прозрачности и надежности сотрудничества. Сейчас клиенты все чаще сами приходят, в некоторых случаях только запрашивая референсы и консультируясь по эффективной ставке за услуги в их локациях», — делится основатель компании «Моя смена».
Он подчеркнул, что инструмент особенно эффективен, если достаточно настойчиво и долго его использовать. Когда самозанятые видят на платформе постоянный интерес сети к их услугам, повышается их лояльность, и качественный результат виден даже в период высокого сезона и спроса.
«Тема коротких контрактов, свободы управления своим графиком и Uber-модели набирает всё большую популярность среди населения и я уверен, что этот тренд поможет людям находить именно ту подработку, которая будет максимально удобной и выгодной, а торговым сетям повышать эффективность и укомплектованность своих магазинов», — подытожил Николай Гальянов.
Как писал РБК Калининград, после всех внешних воздействий на российский эксклав, региональный бизнес стал перестраиваться. Основная причина — перераспределение ресурсов и дефицит кадров по разным причинам: СВО, демография, постковидный отъезд приезжих, рост курса валют.